Қолданбалы курс бағдарламасы 11 сынып оқушыларына арналған эссе жазу теориясы » Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №94» Управления образования г.Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№94 мектеп-гимназия»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 392-00-55
Есепші бөлімі:
+7(727) 392-00-59
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Қолданбалы курс бағдарламасы 11 сынып оқушыларына арналған эссе жазу теориясы
13
желтоқсан
2020

Қолданбалы курс бағдарламасы 11 сынып оқушыларына арналған эссе жазу теориясы

ПРОГРАММА

прикладного курса


ТЕОРИЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ 

для учащихся 11 классов


всего 34 часа, по 1 ч. в неделю


Гуртовая О. А., 

учитель русского языка и литературы

 школы-гимназии № 94


Рецензент:Санникова С.И., доктор PhD, ассоциированный профессор Академии гражданской авиации


Пояснительная записка


         Предлагаемый курс «Теория написания эссе» предусматривает обучение 11 классов и подготовку к выпускному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы в формеэссе. В спецкурсе учащиеся познакомятся с требованиями к экзаменационной письменной работе и получат рекомендации по жанровой характеристике эссе. Этот спецкурс даст возможность учителю углубить знания учащихся по развитию речи, научить последовательно передавать собственное суждение, аргументировать, показать навыки ассоциативного и критического мышления. 

Актуальность данного курса состоит в том, что основная задача современной школы – формирование функциональной грамотности ее выпускников. На сегодняшний день грамотная речь является показателем коммуникативной культуры современной личности. Раскрыть в себе эти качества, понять свой внутренний мир помогает эссе. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность. При работе над эссе используется читательский и жизненный опыт ученика, проявляется сфера его интересов, активизируется мыслительная деятельность, умение строить собственные высказывания в данном жанре.

Цель курса:

 —  развитие творческих способностей у учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить;

 —формирование коммуникативной гармонично развитой личности с богатым словарный запасом, умеющей грамотно его использовать в построении собственных мыслей и выражении личностной позиции;

—  подготовка учащихся к сдаче письменной экзаменационной работе по русскому языку и литературе.

Задачи курса:

1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение;

2. Формировать умения и навыки критического мышления;

3. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста;

4. Формировать   функциональную грамотность через развитие практических навыков применения языковых единиц в речевой деятельности: чтении, письме;

5. Способствовать самостоятельному приобретению знаний учащимися в ходе выполнения творческих работ, систематизировать полученную информацию, вырабатывать навыки применения знаний на практике;

6. Обогатить разнообразие словарного запаса. 

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся:

 разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;

-  анализировать творческие работы самих учащихся и рецензировать их;

- применять словарный запас в различных формах выражения мысли.


Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность. Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения. Происходит обогащение речи учащихся, наблюдается стремление к совершенствованию стиля и манеры изложения пишущего. Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.


Констатирующая (содержательная) часть


Тематическое планирование уроков в 11 классе – 34 часа. При  составлении курса были учтены: требования государственного стандарта Республики Казахстан, основные задачи, использование инновационных методов обучения в поиске стимулирования творческой работы учащихся.                                       

  1. Введение. Цель, задачи курса- 1час
  2. Жанровая классификация эссе- 1час
  3. Эссе как вид творческой работы-1час
  4. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения-1час
  5. Отличительные признаки эссе-1час
  6. Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся-1час
  7. Определяем границы темы и главную идею эссе-1час
  8. Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений)- 1час
  9. Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация)- 1час
  10. Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений)- 1час
  11. Совершенствуем свою речь-1час
  12. Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи-1час
  13. Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах-1час
  14. Пишем сочинение- эссе на литературную тему-2 часа
  15. Корректировка творческих работ учащихся-1час
  16. Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих работах учащихся-1час
  17. Типичные ошибки. Как избежать их? - 1час
  18. Избавляемся от шаблонов-1час
  19. Пишем сочинение-эссе на свободную тему- 2 часа
  20. Корректировка творческих работ учащихся-1час
  21. Речевые клише к написанию эссе-1час
  22. Эссе в форме письма- 2 часа
  23. Корректировка творческих работ учащихся-1час
  24. Мотивационное эссе-2 часа
  25. Корректировка творческих работ учащихся-1час
  26. Критерии оценивания эссе-1час
  27. Совершенствование навыков написания эссе.
  28. Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум)- 1час
  29. Эссе на экзамене по русскому языку и литературе-1час
  30. Заключение. Творческие работы учащихся-1час


Нормативная часть


п/п

Раздел

Подраздел

Тема 

Цели обучения

Количество часов

Образовательный продукт

Всего

Лекция Теория

Практика

1

Введение. Цель, задачи курса.

Составление плана

11.2.5 использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий

11.2.6 извлекать,  информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы

1

1


Опорный конспект. 

Тезисы

2

Жанровая классификация эссе.

11.1.1     понимать  главную, детальную, скрытую информацию  сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию   и скрытый смысл текста

1

1


«Трехчастный дневник»

Опорная схема

3

Эссе как вид творческой работы

11.3.6. писать тексты-описания и тексты-повествования вразличных жанрах, используя приемы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора

11.1.3 прогнозировать содержание текста по таблицам и схемам

1

1


Кластер, схема


4

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.


11.3.2 представлять информацию в виде презентации,     используя таблицы, схемы, графики, диаграммы аудиофайлы, фотографии, движущиеся картинки

1

1


Презентация

5

Отличительные признаки эссе.

11.1.1 составлять разные виды плана, в том числе план - опорная схема

11.1.6 оценивать прослушанный материал с точки зрения убедительности, критически оценивая его

1

1


Назывной план

Тезисный план

План-опорная схема


6

Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1



«Интеллект-карта»

7

Определяем границы темы и главную идею эссе.

11.1.2 определять основную мысль, опираясь на цель и позицию автора текста

1

1


Опорный конспект



8

Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1


Кластер, схема




9

Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1



Составление инструкции

10

Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1


Кластер, схема




11

Совершенствуем свою речь.

11.1.4 участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности  

11.1.5строить развернутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер

1


1

Устное выступление

12

Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи. 

11.4.2 использовать специальную лексику, различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения

1


1


Презентация

13

Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах.

11.3.3 создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, статья, репортаж, публичное выступление) уместно употреблять цитирование с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; уместно использовать цитирование


1


1


Опорный конспект. 

Тезисы

14

Пишем сочинение- эссе на литературную тему.

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

2


2

Эссе на литературную тему

15

Корректировка творческих работ учащихся.

11.3.5 корректировать и редактировать

все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию,  ситуацию общения и воздействие на читателя

1


1

Памятка

написания  эссе

16

Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих работах учащихся.

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное,рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1


1

Творческая работа учащихся

17

Типичные ошибки. Как избежать их?

11.3.2 представлять информацию в виде презентации, используя таблицы, схемы, графики, диаграммы аудиофайлы, фотографии, движущиеся картинки

11.2.4 формулировать вопросы для исследования и гипотезы по прочитанному тексту

1

1


Диаграмма Венна


18

Избавляемся от шаблонов.

11.2.6 извлекать,     информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы

1

1


Кластер, схема




19

Пишем сочинение-эссе на свободную тему.

11.3.6. писать тексты-описания и тексты-повествования  в различных жанрах, используя приемы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора

2


2

Эссе на свободную тему

20

Корректировка творческих работ учащихся.

11.3.5 корректировать и редактировать

все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию,  ситуацию общения и воздействие на читателя

1


1

Памятка написания эссе

21

Речевые клише к написанию эссе.

11.4.3соблюдать синтаксические нормы (при пассивных конструкциях с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями, в безличных предложениях), стилистические нормы 


1

1


Опорный конспект


22

Эссе в форме письма.

11.3.6. писать тексты-описания и тексты-повествования  в различных жанрах, используя приемы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора

2


2

Эссе- письмо

23

Корректировка творческих работ учащихся.

11.3.5 корректировать и редактировать

все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию,  ситуацию общения и воздействие на читателя

1


1

Памятка написания эссе

24

Мотивационное эссе.

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

2


2

Мотивационное эссе

25

Корректировка творческих работ учащихся.

11.3.5 корректировать и редактировать

все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию,  ситуацию общения и воздействие на читателя

1


1

Памятка написания эссе

26

Критерии оценивания эссе.

11.3.1 излагать содержание  прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материалов виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов

1

1


Конспект



27

Совершенствование навыков написания эссе.

11.4. 4использовать знаки препинания в простых, простых осложненных(обособленными членами, вводными словами и вставными конструкциями) и сложных предложениях с разными видами связи

1


1

Практикум 

28

Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1


1

Творческая работа учащихся

29

Эссе на экзамене по русскому языку и литературе

11.2.3 определять типы, признаки  и      языковые особенности текстов разных жанров, стилей и подстилей(аннотация, научная статья, репортаж, публичное выступление)и их подстилей

1

1


Опорный конспект


30

Заключение. Творческие работы учащихся. 

11.2.6 извлекать, информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы

11.1.5 строить развернутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер

1


1

Устное выступление




34 ч

15 ч

19 ч





Информационно-методическая часть


Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе – это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д.

Ученики используют в своем эссе средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, символы, сравнения. Что помогает им передать личностное восприятие своего мира, проанализировать собственную жизнь, найти в ней яркие примеры.

     Такжеважно проводить полномасштабный анализ эссе вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Одной из таких ошибок является употребление сленговых выражений. Не стоит писать в эссе громких заявлений. Любое утверждение должно быть аргументировано, проиллюстрировано примерами из жизни, профессионального опыта. Также стоит отказаться и от шаблонов. Выражайте свои мысли простым красивым языком.

Чтобы написать эссе по литературе на выпускном экзамене, учащиеся должны овладеть знаниями всех основных признаков жанра. Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и размышления. Стилевые характеристики эссе отличаются образностью, афористичностью, парадоксальностью. Обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения.






Критерии оценивания эссе



Критерии

Дескрипторы

Баллы

Глубина раскрытия темы и убедительность суждений - 2 балла

убедительное осмысление предложенной темы

1

эссе не соответствует основной теме

0

выделение проблемы

1

неверно выделена проблема или проблема не обозначена

0

Аргументация 3 балла

наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе

1

отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения

0

наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора

1

отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора

0

наличие индивидуальной позиции автора

1

отсутствие индивидуальной позиции автора

0

Композиционная цельность и логичность 3 балла

наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается

1

нарушена композиционная цельность

0

наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному

1

нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики

0

оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов

1

не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход

0

Речевая культура 2 балла

использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур

1

однообразие грамматического строя речи, бедный словарь

0

эмоциональность, живость речи

1

низкое качество речи

0

                                             Максимальный балл

10


Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе


Критерии

Дескрипторы

Баллы

Орфография 3 балла

орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

3

допущено 1-2 ошибки  

2

допущено 3-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

Пунктуация 3 балла

пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка

3

допущено 2-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

Соблюдение грамматических норм - 2 балла

грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

2

допущено 2-3 ошибки  

1

допущено более 4 ошибок

0

Соблюдение речевых и стилистических норм 2 балла

Стилистических и речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка

2

допущено 2 - 3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0


                                                 Максимальный балл

10



Список использованной литературы


  1. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Национальный центр тестирования. Методтческие рекомендации по написанию эссе. Итоговая аттестация выпускников школ. Астана, 2017 г.
  2. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015г.
  3. Коломыцева И. В. , Ионова Л. Ф.методические рекомендации к урокам развитияречи, Алматы,2011г.
  4. « Развивайте дар слова. Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)».   Составители Ладыженская Т. А. и

 Зепалова Т. С, Москва, «Просвещение»,1990г.

5. http://mirsmartbook.ru/news/metodicheskie_rekomendacii_po_napisaniju_ehsse_itogovaja_attestacija_vypusknikov_shkol_2017/2018-01-08-6002

6. https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-napisaniiu-ess.html

7. https://topreading.ru/bookread/212137-elena-kipriyanova-podgotovka-k-edinomu/page-31


Приложение 

На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература?

      С литературой впервые я столкнулась в школе, не сразу, но из-за ряда причин мне очень полюбился этот предмет. Постарше я поняла, что литература – это не просто рядовой предмет из школьной программы, а – это искусство, которое формирует характер, личность человека. Отсюда появляются вопросы: Чему нас учит литература? Каким образом она влияет на становление нашего характера? И нужна ли она в нашей жизни вообще? 

На сегодняшний день я прочла немало литературных произведений, читая и наблюдая за мыслями каждого автора, их взглядами на жизнь, которые они передают через своих персонажей, у меня сформировывается собственная точка зрения, принципы и отношение к различным проблемам.  В каждом, даже самом маленьком рассказе, заложен какой-то скрытый смысл. «Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом,» - говорил В. ГюгоМеня всегда поражало до глубины души, как писатели, благодаря своему таланту, обращают внимание читателя на насущные проблемы и показывают возможные пути их решения. Посредством раскрытия художественных образов, литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи; дает возможность читателю пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным. Никакие самые красноречивые рассуждения не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

«Литература – это новости, которые не устаревают» - это фраза одна из точных определений литературы.  Особенность литературы в том, что в разном возрасте для любого из нас содержание книг будет различным. Именно поэтому, литература - это способ передачи опыта, накопленного веками, от поколения к поколению. Например, роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» повествует нам о том, что мир должен меняться не посредством насилия, а верой человека в любовь и искренним желанием изменить всё к лучшему.   Или рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» учит нас о тому, что любой человек должен стремиться к светлому, хорошему, и что в жизни "всегда есть место подвигу". Удивительно, как давно было написано произведение, а проблемы, затронутые в нем, до сих пор актуальны.   

        В моей жизни литература занимает очень важное место. Она указывает мне пути самосовершенствования, на примерах произведений учит решать проблемы. Поэтому, люди, любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир. “Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, усилить его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.” – говорил Горький. Я считаю, что роль литературы огромна в развитии разума, чувстваи становлении личности человека. Литература – наш учитель, наставник. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать литературу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым, а люди безнравственными и холодными.

Шим Наталья, 

ШГ №94  11 класс




Астана – опора нашей Независимости

    Мой Казахстан – великая и могущественная страна с глубокой захватывающей историей, богатой культурой и духовными ценностями, которая стремительно мчится вперед, воплощая мечты в реальность. Казахстан никогда не стоит на месте и с каждым годом развивается всё больше и больше. Примером этому является столица Казахстана – Астана. Это современный город, символизирующий мощь, силу и красоту Казахстана – «сердце нашей Родины, бьющееся во благо народа». 

Именно Первый Президент страны, Лидер нации Нурсултан Назарбаев является автором новой столицы Казахстана – Астаны, которая в свою очередь является ярчайшим воплощением Независимого Казахстана. Уже в этом году нашей столице исполняется 20 лет. Астана, за короткий срок ставшая неповторимым, современным мегаполисом, одной из красивейших столиц мира, с неповторимой архитектурой, с особым евразийским колоритом, символизирует мощь и силу КазахстанаСегодня – это город с миллионным населением, крупный культурный и промышленный центр страны. Несмотря на свою двадцатилетнюю историю столицы государства, город имеет богатое историческое прошлое и характерные отличительные особенности. Например, в 1999 году Астана была удостоена награды ЮНЕСКО «Город мира». Это звание присваивается молодым городам планеты, сумевшим за короткий период достичь наиболее впечатляющего и мощного роста. А также, впервые в истории Казахстана в Астане 1 декабря 2010 года состоялся саммит глав государств ОБСЕ. Это стало победным историческим триумфом Казахстана и Лидера нации. И совсем недавно в Астане была проведена Всемирная выставка «ЭКСПО-2017», в которой 15 государств мира и 22 международные организации открыли свои павильоны. Все это в очередной раз подтверждает, что Астана стала символом нового, независимого Казахстана, эталоном, визитной карточкой государства, символом лучших устремлений казахстанцев в будущее.
      Как сказал наш президент Н.А. Назарбаев: «
В новой столице новыми должны быть и город, и мышление его жителей». Действительно, признаком успешного развития столицы является население. Астана — сердце нашей Отчизны, опора нашей Независимости. Я, как патриот своей Родины, задалась вопросом: «А как укрепить нашу Независимость?». Сейчас XXI век - век нового поколения, которому предстоит стать опорой молодого государства. Государству нового тысячелетия необходимы образованные, активные люди, которые будут трудиться во имя нашей Независимости.  Нам следует уделять большое внимание учёбе, стараться приобрести максимум знаний, чтобы в дальнейшем применять их на практике. От нас будет зависеть будущее нашей Родины. “Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации” – говорит Лидер нации. Лично я буду стараться учиться, работать на благо государства, чтобы внести вклад в развитие моей родины, Республики Казахстан. 



Шим Наталья, 

ШГ №94  11 класс