Денсаулықты нығайту. » Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №94» Управления образования г.Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№94 мектеп-гимназия»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 392-00-55
Есепші бөлімі:
+7(727) 392-00-59
Нашар көрушілер
нұсқасы
07
ақпан
2013

Денсаулықты нығайту.

ДЕНСАУЛЫҚТЫ НЫҒАЙТУ, ШАРТТЫҚТЫҢ, ЖҮЙКЕНІҢ АЛДЫН АЛУ 
ЖАСӨСПІРІМДЕРДІҢ АУРУЛАРЫ. 
БАЛАЛАР ЖАҚАТЫНЫҢ АЛДЫН АЛУ

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, надежда и разочарование, любовь и ненависть. Все: приро­да, общение с другими людьми, работа, отдых, произведения ис­кусства - вызывает у нас различные эмоции. Эмоции - пережива­ние человеком своего отношения к каким-либо явлениям, событи­ям, предметам действительности, собственной деятельности, каче­ствам, достижениям, удачам, неудачам, психическому и физиче­скому состоянию. Они подразделяются на положительные и отри­цательные, повышающие работоспособность и понижающие ее. Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими осо­бенностями: человек эмоционально чуток или инертен; эмоцио­нально устойчив или неустойчив; эмоционально уравновешен или неуравновешен, истеричен; способен выдержать эмоциональное возбуждение длительное время или быстро истощается. У человека преобладает спокойное или возбужденное состояние: положитель­ные эмоции (оптимистический настрой, жизнерадостность, ожив­ленность, восторг) или отрицательные эмоции (грусть, мрачность, подавленность, тоска, депрессия); добродушие, миролюбие или злобность, агрессивность; гнев, азарт борьбы, возмущение или тре­вожность, страх, ужас.

Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе становления лич­ности. С одной стороны, по уровню и характеру психического раз­вития отрочество - типичная эпоха детства, которая имеет ряд ста­дий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возмож­ности подростка вызывают у него потребность в самостоятельно­сти, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Почему же у физически здоровых детей возникают эмоцио­нальные трудности? Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей - прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимо­отношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологиче­ским содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Большую опасность представляют семьи, в которых антисоциаль­ное поведение является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и при­вычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья. На безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за воз­никновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьез­ной психической работы не остается). Лень может быть демонстра­тивной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрез­мерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отноше­ния с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ре­бенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии - эмоциональное расстройство. Отличительной особен­ностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно. Психологическая наука установила несколько типов подростковой депрессии. Рас­смотрим некоторые из них.

Аноидный тип. Его отличительные черты: склонность ре­бенка к апатии, повышенная утомляемость, неаргументированная раздражительность. Серые, бесцельно проведенные дни прерыва­ются «развлечениями»: «балдением» под музыку и т. д. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно случаются из-за падения работоспособности, ребята переживают крайне тяжело. На замеча­ния и укоры взрослых они нередко отвечают грубостью и гневом, оказывают сопротивление любым требованиям родителей, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Скорость выхода из такого состояния в большей мере зависит от создания благоприят­ных условий вокруг подростка. При правильном семейном воспи­тании, удачном вовлечении его в познавательно-эмоциональную деятельность, спорт, творчество, подкрепленном даже небольшими успехами, возвращается вкус к жизни, меняется поведение.

Сенситивный тип (от лат. чувство, ощущение). Подростки этого типа характеризуются чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью. В силу своей замкнутости, застенчивости и робости они избегают шумных компаний, предпочитают посидеть
дома. К родителям иногда привязаны чрезвычайно. Самостоятель­ность, инициатива у сенситивных подростков выражены довольно слабо. Характерно, что всевозможные упреки, назидания со стороны близких вызывают скорее угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Отношение роди­
телей к таким подросткам должно быть деликатным, гуманным,
гибким.

Холероидный тип. Он наблюдается чаще у подростков с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности и проявляется обычно против старшего поколения. Это может быть агрессивная реакция (побеги из дома, бродяжничество) или «тихая агрессия», упрямство, пассивное сопротивление родителям, учите­лям, совершение проступка исподтишка и т. д. Трудность педаго­гического контакта с такими подростками в том, что их душевные переживания скрыты, нередко и от них самих. Родителям необхо­димо постоянно варьировать приемы и методы педагогического воздействия, полностью отказавшись от авторитарного стиля.

При подозрении на наличие депрессии у подростка и невоз­можности снять ее психологическими средствами его следует про­консультировать у психоневролога, который, в случае необходимо­сти, назначит медикаментозное лечение.

В подростковом возрасте наблюдаются такие расстройства, как жестокость, агрессивность, садизм. Такое поведение связано как с дефектами воспитания, так и с неустойчивостью психики подростков. Например, бабушка заметила, что ее 12-летняя внучка несколько раз исподтишка с силой ударяла в живот любимую кош­ку. Анализ семейного воспитания показал, что родители налагали слишком много запретов на поведение своей дочери, веселой, жи­вой, развитой девочки. Один из них был для нее просто невыносим -ей не разрешали выходить на улицу из-за неблагоприятной крими­нальной обстановки в микрорайоне. Даже тогда, когда днем за ней приходили подруги, чтобы пойти в кино, ей запрещали выходить из дома. И это в период сенсорной жажды, во время становления интересов. Тогда, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В результате по-человечески понятного, но пси­хологически неправильного поведения родителей у девочки воз­никло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологи­ческой реакции жестокости.

При рассмотрении отклонений в эмоциональной сфере спе­циалисты обращают внимание на резкое обострение чувства оди­ночества у подростков, которое при неблагоприятных условиях принимает крайнюю форму выражения - у подростка появляются суицидальные тенденции. Следует отметить, что наши дети не го­товы переносить трудности, у них не вырабатывается иммунитет стойкости, чтобы противостоять нагрянувшей беде. Иногда первое серьезное нравственное испытание кончается для них трагически. Подростки глотают таблетки, бросаются под колеса, режут вены, выбрасываются из окон. Медики и психиатры отмечают, что дети при этом зачастую не ждут смерти. Им просто, во что бы то ни ста­ло, любой ценой нужно достучаться до сердца взрослых, добиться их понимания и участия. Взрослым проще потребовать, чем убе­дить, приказать, чем объяснить. Однако постоянный нажим порож­дает ответный протест, противодействие. Обиженный и оскорблен­ный учителями, не понятый, отвергнутый родителями, ребенок ос­тается в одиночестве. Безразличие и бездушие взрослых толкают его к самоубийству. Укором веет от предсмертных записок, пере­ворачивающих душу: «Радуйся, мамуля. Ты своего добилась. Я развязал тебе руки. Теперь можешь жить, как хочешь и с кем хо­чешь. Вдвоем со мной тебе было скучно. Мешать больше не буду. Желаю счастья. Твой сын». Значит, учителя и родители что-то про­глядели: не заметили болезненный упадок настроения и не посове­товались об этом с психиатром; не поговорили вовремя с ребенком, не погасили в нем чувство отчаяния или раздражения, не вызвали у него ощущения жизненной перспективы, не дали своевременный совет, не улыбнулись либо не посочувствовали тогда, когда ребен­ку было это нужно; не воспитали у него уважение к жизни, не по­казали, что нужно бороться за нее, не выработали у ребенка муже­ственное, стойкое отношение к неминуемым трудностям и неуда­чам. Исследование, проведенное психологом московского интерна^ та № 24, показало, что лишь 10 % его воспитанников свойственно радостное мироощущение. Вправе ли мы допускать, чтобы стресс становился фактором детского травматизма? Главные системы и органы, которые при этом страдают, - нервная система, пищевари­тельный тракт. Расстраивается сон, ухудшается аппетит. Ребенку со сверстниками. В результате по-человечески понятного, но пси­хологически неправильного поведения родителей у девочки воз­никло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологи­ческой реакции жестокости.

Родителям Необходимо проявлять гибкость в семейном вос­питании, учитывать специфику психического развития мальчиков и девочек. Если вашей дочери минуло 12 лет, знайте, что вы имеете дело не просто с ребенком, а с маленькой женщиной. Она не торо­пится еще заявить о себе, но она уже вобрала в себя все тонкости поведения женщины: легкую расчетливость, изящную слабость, некоторую коварность, солидарность и умение (ни за что!) не вы­дать тайну. Если вашей девочке минуло двенадцать лет и в ней ни разу не вспыхнуло (пусть крошечное) светлое, радостное чувство от встречи с другим человеком, - это такая же беда, как и плохие отметки в журнале. Освоение социального опыта у девочек прохо­дит преимущественно в русле их эмоционального развития. Кто кому как сказал, кто кого пригласил пройтись по коридору, кто пер­вый заговорил и кто предал навсегда: «пришла новенькая в класс - и подруга с ней, а не со мной пошла в буфет» - все это возводится в ранг событий первейшей важности. Ну, а мальчишки в 12 лет? Муж­чины? Вот уж чего нет - так нет. Их совсем по-иному занимает проблема человека в эти годы. На выяснение отношений, на это бесплодно-скучное, с их точки зрения, занятие нет смысла тратить время. У мальчишек свой ажиотаж. Предметный. Реальный. Их влечет мир вещей, животных, камней, минералов, токов, полимеров, транзисторов. И спорт: лыжи, футбол, хоккей и т. д. И проба сил: «Я ему так дал!», «Если ты еще раз полезешь - схватишь...»

ТЕСТ

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛИ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК?

Один французский психолог составил тест, который раскры­вает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию маль­чиков и девочек. Каждый родитель может с его помощью прове­рить, насколько его представления о воспитании верны.

Предлагаем вам 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» (то есть вы согласны с этим утверждением) или «нет» (вы придерживаетесь другого мнения).

1.Девочки более послушны, чем мальчики.

2.Девочки лучше относятся к природе.

3.Мальчики лучше могут оценить сложное положение и
мыслят более логически.

4.Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5.Мальчики больше одарены в математике.

6.Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они
живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8.У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слу­ховая.

9.Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10.Мальчики агрессивнее.

11.Девочки менее активны.

12.Девочки более общительны, отдают предпочтение боль­шой компании, а не узкому кругу друзей.

13.Девочки более ласковы.

14.Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15.Мальчики более предприимчивы.

16.Девочки более трусливы.

17.Девочки чаще страдают от'комплекса неполноценности

18.Девочки реже соперничают между собой.

19.Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстриро­
вать свои способности.

20.У мальчиков больше склонности к творческой работе, в
то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Ответы:

В раннем детстве девочки действительно более послушны.

Пока не установлено ничего, что давало бы повод утвер­
ждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о боль­
ных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 8-9 лет.

Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике маль­чики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого пред­рассудка, то не заметим большой разницы.

Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и по­ этому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина
не должен плакать.

До 10-13 лет разница незначительная, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разни­ца, то только индивидуальная.

До наступления половой зрелости разницы нет, после это­го мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами раз­ница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

Мальчики становятся агрессивными в самом раннем воз­
расте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.

Не установлена разница в активности мальчиков и дево­чек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и
когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к кол­лективным играм.

До определенного возраста между мальчиками и девоч­ками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активны­ми становятся девочки. А в период полового созревания они усту­пают в этом юношам. Быть может, сознательно.

Девочки не так трусливы на самом деле, как многим ка­
жется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее
мальчиков, легче преодолевать страх.

Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по
отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее при­
спосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зави­сит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

Нет, мальчики легче подчиняются сильным личностям и
компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о воспитании, психологии детей совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее по­коление.